Дьявол,он не рогач,а Дракон с 3 головами- Хитрость,Жадность,Предательство—одна прикусит,а две доедят

Каждому своё.


Previous Entry Share

Загадка "Джазовой сюиты" Шостаковича

Оригинал взят у guitar_jazz в Загадка "Джазовой сюиты" Шостаковича



С«Джазовой сюитой» Шостаковича связано много загадок. И не частных, хронологических или музыковедческих, а психологических, идеологических и даже политических, – считает Валерий Лебедев, советский философ и историк, редактор и издатель американского общественно-политического еженедельника «Лебедь» на русском языке.



«Джазовую сюиту» Шостакович написал в 1938 году для Государственного джаз-оркестра СССР, но, по мнению композитора Матвея Блантера, участника оркестра, это была не джазовая музыка, хотя инструментовка звучала изумительно. По его свидетельству, впервые джазовые пьесы Шостаковича были сыграны в октябре 1938 года в Колонном зале Дома союзов. Выступление оркестра понравилось Сталину.
Были ли пьесы Шостаковича опубликованы – Блантеру неизвестно, в дальнейшем он партитуры не видел.

Блантер не называет конкретно ни 2-й вальс, ни «Джазовую сюиту», но из других источников следует, что он имеет в виду именно эту «Джазовую сюиту».

Музыковед Манашир Якубов утверждает, что у Шостаковича были забытые, не исполнявшиеся произведения, в том числе и Вторая сюита для джаза (так у Якубова), которая была найдена после долгих поисков и снова вернулась на концертную эстраду после оркестровки английским композитором Джералдом Макберни.

Валерий Лебедев, исследовавший историю 2-го вальса Шостаковича, пишет, что впервые этот вальс на Западе, в Лондоне в Barbican Hall прозвучал в оркестре под управлением Мстислава Ростроповича 1 декабря 1988 года, но остался малозамеченным.
Затем этот вальс (и всю «Джазовую сюиту») исполнил (1991) и записал на пластинку (в 1993) году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw orchestra под управлением Рикаррдо Чейли.
Однако название и количество произведений, включенных в программу «Джазовой сюиты», сыгранной этим оркестром, не совпадает с названными Якубовым (Скерцо, Колыбельная и Серенада).

В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра. Между тем, он входит и в Сюиту для эстрадного оркестра, составленной из фрагментов разных произведений, тогда как Вторая сюита для джаз-оркестра является совершенно самостоятельным опусом.

Далее Лебедев пишет:
«Тайна вальса номер 2 еще сгустится , если узнать, что «наш» вальс прозвучал в фильме «Первый эшелон» Михаила Калатозова (апрель 1956 г.).

А что мы так привязались к этому вальсу? У Шостаковича много вальсов, даже в этой «джазовой» сюите три. А потому привязались, что он очень известен на Западе, даже имеет название «Русский вальс», но совсем неизвестен в России. Я провел своего рода опрос: ни один из знакомых мне музыкантов или музыковедов ничего не слышали о Вальсе номер 2.

У нас в Гусь Буке давно, 7 лет назад появилась такая запись:

Нестор nestor@fromru.com New York, NY USA - Wednesday, November 12, 2003 at 19:46:33

В последние месяцы не проходит и дня, чтобы меня не просили различные люди (в основном, американцы) этот вальс исполнить. Я всем говорю - подите прочь от меня, шостаковичевские мафиози! Но - исполняю. Мафия платит. На-днях некий сицилиец по имени Mauro Aprile Zanetti, тенор, прицепился ко мне с этим вальсом. Я оторопел – сицилийская мафия слилась с шостаковичевской!

Видите? Пианиста Сашу Избицера просили именно американцы, и даже один итальянец, исполнять Вальс номер 2 («Русский вальс»). В общем – иностранцы. А русские – не просили. Что вдруг произошло с 2000 года? Отчего вальс, написанный еще 1938 году, получил такую известность на Западе? Оттого, что в прокат вышел фильм Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза» (1999), где вальс 2 полностью прозвучал в финальных титрах».

Почему же, Второй вальс, музыка яркая, своего рода гимн страны, не стал известен в России? Точного ответа нигде нет. Валерий Лебедев считает: потому, что так хотел Шостакович. Почему? Потому что он как бы не автор этой музыки. И вместе с тем – это именно он ее написал. Тогда как понять эту диалектику в духе «песня слышится и не слышится»?

Валерий Лебедев напоминает, что для композитора юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами. И «Джазовая сюита» не была таковой, тогда, в 1938 году он написал произведения для духового оркестра, в том числе и знаменитый вальс №2, а сюита в том виде, как она исполняется теперь, составлена где-то в 1991 году из разных композиций Шостаковича.

В 1937-1938 гг. (а это были годы репрессий) произведения Шостаковича были подвергнуты уничижающей критике. Шостакович, друживший со многими репрессированными, имевший родственников и друзей за рубежом, чудом избежал ареста.

Что ж, вам не нравится мой голос, мои интонации? – как бы спрашивал Шостакович. Они формалистические и антинародные? Вам мой голос неприятен, как звук ножа по стеклу? Хорошо, как пародист я могу говорить чужим голосом, я напишу музыку не хуже песен Книппера, Дунаевского, Блантера, Кабалевского, Хренникова, Богословского и еще массы других, ныне давно забытых.

Возможно, с вальсом № 2 впервые Шостакович решил пошутить в музыке почти в лобовую. Настолько явно, что об этом до сих пор никто не догадывался. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, почти что народный вальс, и никакого юмора с сатирой в нем совсем не заметно.
Он взял три известнейших вальса: «Волны Амурского залива» («Амурские волны») «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии» и сделал великолепную компиляцию, можно сказать – стилизацию, но в вальсе – не его композиторский голос. Это чужой для него язык.
Именно поэтому Дмитрий Дмитриевич не давал разрешения на широкое исполнение вальса.

Шостакович написал не только хорошую, но отличную подделку. Лучше оригиналов.

Журнал «Лебедь» № 617, 04 июля 2010 г.

?

Log in

No account? Create an account